ХУАН АНТОНИО ГИМЕНЕЗ ЛОПЕС родился 26 ноября 1943 года на западе Аргентины в городе Мендоса. Биография Гименеза схожа с творческими путями многих известных художников комиксмейкеров старшего поколения, сформировавших так называемую "золотую эру" европейских рисованных историй. История комиксов в Южной Америке совсем не так богата и масштабна, как в Европе, но самобытна и забавна: дешевые колумбийские и боливийские саги о наркобаронах-робин-гудах; чилийские антифашистские комикс-агитки; всплеск в 60-х годах бразильского кино-хоррора класса "В", сопровождавшийся комикс-адаптациями; масса попыток создания местных персонажей, являющихся кальками с американских супер-героев и т. п. Когда юному Хуану Антонио исполнилось лет 15-16, в Аргентине худо-бедно уже можно было найти нечто комиксоподобное отечественного производства и кое-что из далеких США. К тому же. издавалась разная научная фантастика, которая очень нравилась Гименезу. Интерес к рисованию и фантастике привел к тому, что уже в этом возрасте он стал, пока аляповато и кривовато, но рисовать свои первые "домашние" комиксы. В "Сombat и "Sector - 7" 1959 и 1960 годов уже явно прослеживаются темы, которые станут в будущем основными для автора: любовь к авиации, орудию и вообще к проблеме войны и насилия, преимущественно в научно-фантастическом антураже. Гименез некоторое время проучился в "Колледже современного искусства", где преподавал замечательный профессор Виктор Хуго Ариас, ставший первым учителем будущего мастера и первым, кому молодой художник показал свои комиксы. Оценив потенциал Гименеза, Ариас посоветовал ему сосредоточиться на изучении архитектуры. Хуан так и сделал, вернувшись в родной Мендоса и поступив в университет, где стал упорно постигать азы эргономики, живописи, рисунка и, собственно, архитектуры. Так началось погружение в изобразительное искусство во всех его проявлениях. Художник, правда, не сразу стал рисовать именно комиксы. Сначала он разрабатывал и архитектурные проекты, и модели бытовой техники, и технопарки, работал много для рекламы и анимации, трудился над концепциями кузовов для концерна "BMW" и писал сториборды споривных фоторепортажей в газеты. На все это у него ушло около 15 лет и, разумеется, он совершенствовал на всех этих поприщах свою технику рисования и мастерство живописца, завершая формирование своего неповторимого стиля. Комиксы же он рисовал в эти годы очень мало и крайне редко. Где-то году к 1974-75 ему предложили сделать для самого солидного аргентинского журнала комиксов "Hora Cera" серию типа "девчонки в полиции". Сделав несколько пробных эпизодов для новой серии, он познакомился со сценаристом Рикардо Баррейро, который предложил хороший проект - серию о пилотах истребителей. Началась работа, и уже в 1977 году вышли первые выпуски коротких комиксов под титулом "Туз пик", которые в официальной библиографии художника стали первой большой профессиональной работой в комиксах. После удачного дебюта Гименезу предложили напечатать эту работу в Европе - в Италии и Испании. Ему пришлось уехать из Аргентины, чтобы уладить все детали на месте, и уже в Испании, когда альбом перепечатали, он попал в руки представителю французского издательства "Glenat". Как раз в это время в США на экраны вышел первый фильм Джорджа Лукаса из космической саги "Звездные войны", и французы предложили Баррейро и Гименезу создать что-нибудь в качестве европейского ответа - вариант местной "космической оперы". Всего через 3 месяца сценарист представил проект - по европейским канонам, это должен был быть альбом не менее 46 страниц и в цвете. Сценарий приняли, и уже в 1979 году второй альбом будущего мэтра фантастики появился в магазинах и имел приличный успех на таком мощном рынке, как Франция. Известно, что часть тиражей французских альбомов попадают в Канаду, во франкоязычную провинцию Квебек, вот и "Темная звезда" тоже туда попала. Гименез тоже поехал в Канаду и решил, что было бы непростительно не побывать в США. Вспомнив, что здесь издается аналог его любимого журнала "Metal Hurlant" - "Heavy Metal", он посетил редакцию. Когда главред увидел альбом художника, он тут же предложил Гименезу принять участие в знаменитом проекте-мультфильме под тем же названием, что и журнал. Мультфильм состоял из коротких экранизаций комиксов таких художников, как Дэн О'Бэннон, Ричард Корбэн, Ангус МакКи, Берни Райтсон и других. Хотя в титрах ни под одним из эпизодов вы не найдете имя Хуана Гименеза, всем известно, что новелла "Гарри Каньон" о таксисте в Нью-Йорке будущего сделана по оригинальной идее Гименеза и нарисована в его фирменном стиле. Фильм вышел в 1981 году и уже стал классикой. В том же 1981 году в Испании художник издал альбомы "Фактор ограничения" и "Город". Это были истории, сделанные все тем же Баррейро и развивающие тему авиации и проблемы выживания в городе, погрязшем в насилии и коррупции. В 1982 году на рынке появился 5-й альбом - "Вопрос времени", сборник из 6 новелл по сценариям самого художника Это был огромный шаг вперед - критики считают этот альбом одной самых сильных и логичных работ в творчестве Гименеза. Истории о пересечении времен и парадоксах очень сильны эмоционально и нарисованы в том стиле, который в будущем стал фирменным стилем художника. Тогда же выходит и сборник сделанных в период 1975-1982 годов историй - "Чуждый разум Роя Флая". Подчистив, так сказать, закрома, Гименез, уже весьма известный и уважаемый художник, решает осуществить первый большой авторский альбом, а это очень редкое явление не только для иностранца во французской индустрии, но и для местных творцов. Гименезу это удалось потому, что его подход к цвету в комиксах был настолько же индивидуален и стилен, как и работы знаменитого Энки Билала, с которым его не переставали сравнивать! Риск оправдался - альбом " Правдивая история Лео Роа" вышел после тщательной подготовки только в 1986 году и был издан в разных странах. Успех этой работы привел к продолжению в следующем 1987 году - ''Одиссея во времени". История о том, как незадачливый журналист агентства космических новостей попал в головокружительную передрягу с пиратами и политиками, была решена в несколько ироничной и комедийной манере, но оставалась все же вполне серьезным боевиком. Тут проявилось отношение художника к политике и войне как к самым страшным явлениям в обществе, и не важно в каком - земном или космическом. Между этими двумя частями сериала вышел сборник работ 1980 - 1986 годов "Игра Вечности". В 1988 появился очень сильный анархистско-антитоталитарный философско-религиозный боевик "Свалка" - вполне сюжетная вещь, но аллегоричная, мастерски придуманная сценаристом Карлосом Трилло. Здесь была затронута тема мессии и отношения к такому явлению. Хотя этот комикс, как и почти все последующие, были сделаны по сценариям разных авторов, но можно с уверенностью сказать, что эта крайне неоднозначная и противоречивая тема будет исследоваться Гименезом в будущем и станет основной. Альбом "Четвертая сила: Сверхразум" 1989 года и его продолжение "Четвертая сила: Смерть на Антиплоне" 1999 года были придуманы самим Гименезом, но под влиянием идей Трилло. Художник создал мир тотальной жесточайшей войны, показав не только свое великолепное умение изображать боевую технику, оружие, обмундирование, но и еще раз проявил себя как совершенно самостоятельный создатель лихо закрученной истории, скрывающей под внешней увлекательностью очень серьезные вопросы, в частности, мессианство и его последствия. В 2006 и 2008 были выпущены еще два альбома из этой серии: "Зеленый Ад" и "Остров D-7". В 1991 году появился альбом по сценарию Роберто Дал Пра "Апокалипсис: Око судьбы" - мистико-магическая история о ветеране вьетнамской войны, сталкивающемся с вьетнамской мафией и древними чарами ее босса, в битве с которым ему помогает его воинское прошлое. Альбом был издан, по вполне понятным причинам, в США, а многие ранние истории и почти все будущие напечатал журнал "Heavy Metal". Так постепенно утверждалась международная известность Хуана Гименеза в 80-е годы. 90-е стали настоящим звездным часом для мастера - еще после выхода "Лео Роа" художник познакомился со знаменитым Алехандро Ходоровски, сценаристом одной из самых серьезных фантастических саг - "Инкала". Йодо, работая с Мебиусом и Зораном Жанжетовым. стал разрабатывать примыкающий к саге сериал об одной важной, но не главной линии - мета-баронах. Это была масштабная эпопея-биография представителей элитарного рода супервоинов - ордена мета-баронов. Они хранили покой тиранов и систему тоталитаризма в мире "Инкала". Зная об уровне рисунка Гименеза и интересе художника к богоборческой теме, Йодо предложил ему рисовать новую эпопею - "Каста Мета-Баронов". Так и появился в 1993 году первый из восьми альбомов - "Озон - Великий". Последний том вышел в 2001 году, а в 2004 был напечатан путеводитель по этой внушительной Вселенной - "Дом предков". Между плотной и кропотливой работой над сериалом у Гименеза в 1994 и 1998 годах вышли сборники фантастических иллюстраций " Arkhanes " и " Overload" с обложками к разным н/ф романам, журналам фантастики и уфологии, скетчами к комиксам, образцами рекламы, плакатов и просто картинами. Если говорить о комиксах, то в 1997 году, возобновив работу с Баррейро, в Испании вышел альбом эротических новелл "Мы герои", а в 2002 была собрана воедино серия новелл «La dernière vie» (Игра избранных) на модную тему виртуальной реальности. Истории художник рисовал в редкие минуты отдыха между работой над большими альбомами, потому что, вероятно, они были заказаны ему издателем, а он не мог отказаться. Это заметно по довольно небрежному скорому рисунку, не дотягивающему по завершенности ни до одной из предыдущих его работ, хотя, конечно, очень интересно сравнивать ее с другими и исследовать технику художника - видны неубранные карандашные наброски. Очень сильно обращает на себя внимание новелла «Я – дракон», где маэстро выступил не только в роли художника, но и сценариста, 1 том этой серии был выпущен во Франции в 2010 году в издательстве «Le Lombard», но после разрыва контракта судьба этой серии представлялась крайне туманной. В период с 2011 по 2014 продолжение серии было выпущено в Испании и Германии, и только в январе 2015 году издательство «Glenat» решило издать шикарный альбом почти на 200 страниц, где под одной обложкой было собраны все три тома этой серии. Одна из последних, интригующих и пока незавершенных серий - это совместная работа с Ричардом Малка «Сегменты». Она выходит в издательстве «Glenat» и уже выпущено 3 тома. Хуан Гименез нарисовал более 30 альбомов комиксов за 30 лет и множество иллюстраций, его работы купили, наверное, сотни тысяч людей, а видели их и знают о нем миллионы во многих странах. Каждый год появляется какая-нибудь новая страна, где издатели впервые знакомят читателей с творчеством этого замечательного художника.
|