Биография: Жан-Пьер Жибра (Jean-Pierre Gibrat) родился 14 апреля 1954 года в Париже. В городе, который, в конце концов, он сделает равноправным персонажем своих историй. Но это будет позже. Прежде чем заняться комиксами он, дитя вполне спокойной “бюргерской” среды, много учится. Его главным увлечением была история. Однако в начале, в 70-х он получает степень бакалавра философии, после чего обучается графическому дизайну и прикладывает полученные знания в области рекламы, и только в период с 1975 по 1977 годы уже полностью посвящает себя изучению изобразительного искусства. В 1977 году его первые работы, короткие истории, появляются в журнале “Pilote”, знаковом для французского комикса. Этот журнал был основан в 1959 году рядом комиксистов (художников, сценаристов) и издателей, среди которых были и Рене Госсини с Альбером Удерзо – создатели историй о неунывающих галлах Астериксе и Обеликсе, ставших символами Франции. Первые комиксы Жибра создает в соавторстве с Жаки Берройе (Jackie Berroyer), с которым образует творческий тандем. Вместе они будут писать вплоть до 1985 года, и самой успешной станет очаровательная серия работ о Париже и парижанах, названная предельно просто и понятно – “Парижане”. После того, как творческий союз расходится, Жибра сотрудничает со сценаристом Дэни Савалем. В 1985-м выходят две книги “Приключения Заза” и “Годару повезло”. Годар – главный герой “парижанского” цикла. Что отличает работы Жан-Пьера Жибра, так это удивительно красивый акварельный рисунок (Прим. – однако при личной встречи с читателями мэтр развеял это заблуждение. Он работает акриловой тушью, которая создает похожий эффект, но гораздо более удобна, чем акварель – хорошо сохнет и позволяет наносить слой за слоем, не “размачивая” предыдущий, как получается с акваерлью) и очень душевное повествование, граничащее с душевной интимностью. Даже его отрицательные персонажи не лишены обаяния. Неоднозначные, с моральной точки зрения герои, вообще станут, в последствии его “визитной карточкой”. А говоря проще, они просто люди – со всеми присущими им слабостями, но и способные на прекрасное. Как думаю, и каждый из нас. Каждый из нас – удивительный коктейль (а может компост) из Ада и Рая. Перескочить к основному периоду Жибра, сольному, легко не получится. Т.к. альбомов без соавторства у него немного. В 1991 году выходит комикс “Миссия в Таиланд”. Из трилогии приключенческий “Миссий” (в Африке, и Гватемале), лишь эту Жибра пишет полностью сам. В 1995 году, в соавторстве с Леруа, создается альбом Пиноккия (Pinocchia), который до сих пор аукается Жан-Пьеру. Это порнографическое переосмысление старой сказки, сильно в духе Мило Манары (можно сравнить со знаменитой “Гуливерой”). Журналисты особенно любят припоминать эту порочную эротическую историю сегодня, когда Жибра мэтр. Художник вспоминает о ней со смешанными чувствами, но не теряет фирменной улыбки и чувства юмора. “Может ли “Пиноккия” быть написана сегодня?” – спрашивает Жибра один журналист. “О, нет,” – отвечает художник, – “Мне стыдно даже говорить об этом. Сама история была очень неудачной, несмотря на замечательную задумку. Но она стала тем, чем могла бы. Я хочу рассказывать эротические истории в реальном измерении, так, как это происходит на самом деле, в жизни“. Тут-то мы и подойдем к главным работам Жибра, авторским, своеобразной дилогии из четырех томов. Это сделавшие его звездой первой величины “Отсрочка” и “Полет ворона”. В этих историях соединились два главных мотива его творчества – история и эротизм любви. Если “Пиннокия” была порнографичной, то в “Отсрочке” и “Полете ворона” Жибра заводит читателя очень по-бунински. Дьявол страсти в деталях! Все эти оголившиеся плечики, помятые платья и крохотные полоски чулок. “Отсрочка” и “Полет ворона” происходят в очень неоднозначный период французской истории, во время фашистской оккупации. Правительство Виши и Сопротивление. Моральный выбор. Спокойная жизнь, ценой равнодушия к мировому пожару. И на фоне этого натянутого, непростого момента, обычная жизнь. Помните, как было у Набокова. “Революцию не заметил, я был влюблен”. Герой “Отсрочки” молодой человек Жюльен подлежит мобилизации в трудовые отряды, но удачно скрывается от властей. К тому же, поезд, на котором он должен был быть отправлен на работы, уничтожают, его считают погибшим. Он скрывается в заброшенной голубятне в родном крохотном Камбейраке. Но разве тонкие деревянные стены надежный бастион для бурной молодой крови? Тем более, что он встречает её, Сесилию. Да-да, все очень по-французски. Cherche la femme! В “Полете ворона” ни время, ни коллизия особенно не изменяются. Франция, Франсис (сестра Сесилии из “Отсрочки”, а по сути почти тот же персонаж) и Жан. 1944 год. Меняется лишь обстоятельство места. Вместо провинции – блистательный Париж! “В течении нескольких лет я мечтал сделать серию акварелей Парижа. Выбирая места, я баловал сам себя. Крыши Парижа, канал Сен-Мартен, баржи, пришвартованные у берегов Сены. Мне было очень важно найти и показать Париж именно с таких точек, о которых не знают и сами парижане”. Здесь, вот именно в этой работе, в “Полете ворона”, Париж становится равноправным персонажем, аккомпанируя истории любви двух молодых людей. Но не забываем про конфликты. С ругани, вообще-то, начинается знакомство наших героев. А Жан пусть и обаятельный, но временами подонок. Важно ли, что обе эти истории происходят в период оккупации? Несомненно. Но важна ли война, сопротивление? Да. Но это лишь фон, чтобы показать, как люди совсем не делятся на однозначно плохих и однозначно хороших. И именно об этом Жан-Пьер Жибра говорит с особенным мастерством! Последней, на данный момент, работой Жана-Пьера Жибра, стала дилогия о Маттео, в которой рассказывается уже о Первой мировой. Первый том, озаглавленный “Первый период (1914-1915)” вышел в 2008 году, второй, достаточно свежий, в 2010 – “Второй период (1917-1918)”
|